- Царь
- слово Царь означает главного начальника, верховного правителя, вождя, повелителя, властителя страны или народа, государя, монарха. Имя это в Свящ. Писании употребляется и о Боге, и о людях. В высшем смысле оно означает совершенную независимость, всецелую полноту и безграничное величие власти. Такая власть принадлежит единому Богу. Бог называется царем, как творец и высочайший властитель, правитель и промыслитель мира и рода человеческого, коему все всецело принадлежит, будучи всецело обязано и началом, и продолжением бытия своего (1 Пар. 29, 11 - 12. 2 Пар. 20, 6. Матф. 6, 13. Апок. 4, 11). Начала и первого образа царской власти между людьми надобно искать в семействе, которое представляет первые начала человеческого общества (Быт. 1, 27 - 28). Отец семейства есть первый и естественный властитель детей и глава семейства (Быт. 3, 16. Эфес. 5, 23. 6, 1 - 3), и как власть отца произошла от Бога, который сотворил человека, то и глубочайший источник и высочайшее начало первой, а след., и всякой последующей между человеками власти, заключается в Боге, который есть начало всякого начала (1 Пар. 29, 11 - 12), и от которого всякое отечество на небесах и на земле именуется (Эфес. 3, 15). Когда семейство, с размножением членов своих, образует собою племя и из семейств возрастает государство, необъятное для естественной власти отеческой, сам Бог дает сей первоначальной власти новый образ, облекая ее Своею высшею державною силою. "От Господа, говорит Премудрый, дается держава, и сила от Вышнего" (Прем. Сол. 6, 3. сн. 9, 7). "Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет", пишет пророк; "Он низлагает царей и поставляет" (Дан. 2, 21. 4, 14. 22, 29 сн. Иер. 27, 5 - 7). "Он каждому народу поставил вождя" (Сирах. 17, 14). "Нет власти не от Бога, пишет Апостол, существующие власти от Бога установлены" (Рим. 13, 1). "Ты не имел бы никакой власти надо Мною, говорил сам Господь Пилату, если бы не было дано тебе свыше" (Иоан. 19, 11). Отсюда все предержащие власти, как от Него имеющие власть свою, суть Его представители, Его органы, Его поверенные, Его наместники во временной нашей жизни. Первые начала царской власти в истории народов представляют: Нимрод, царь Вавилонский в земле Сеннаар, Ассур, царь Ассирийский, основавший Ниневию и другие города, и цари разных других царств передней Азии и земли Ханаанской (Быт. гл. 10 и 14 и др.). В избранном народе Божием цари являются после других. Но что царская власть не противна воле Божией, видно из того, что самому отцу верующих Аврааму обещано Богом, что от него произойдут многие народы, и цари произойдут от него (Быт. 17, 6, 16). То же обещание повторено Богом и патриарху Иакову (Быт. 35, 11), и патриарх Иаков, благословляя детей своих пред своею смертию, предсказал, что царская власть в потомстве его будет принадлежать колену Иудину и будет непрерывно продолжаться в нем до Христа (Быт. 49, 8 - 10). Последующая история показывает, что цари появились прежде в роде и потомстве старшего сына Исаака, Исава (Быт. 36, 31 - 39); в обетованном же племени сначала долго не было царей, и Евреи, как избранный народ Божий, были царственным народом, управляясь самим Богом (сн. Исх. 19, 5 - 6). После в законодательстве Моисея дано было особенное предостережение касательно избрания и поставления царя в особенном постановлении (Второз. 17, 14 - 20). Постановление это чрезвычайно важно; сущность его состоит в следующем: а) в цари надобно поставлять над собою, кого сам Бог изберет (или чрез пророка, или по жребию, или по наследию), а не по самовольному присвоению себе царской власти, как Авимелех, и не по слепому произволу народа. б) Царя надобно поставлять из своих братьев, из своего народа, а не из иноземцев; и потому царское достоинство Идумеянина Ирода было противно воле Божией. в) Царь не должен умножать себе коней и не должен вступать в союз для сего с Египтом и возвращать народа своего в Египет. г) Не должен умножать жен, чтобы не развратилось сердце его и не уклонилось от Бога. И, следов., Соломон поступал против сего закона (3 Цар. XI, 1). д) Не должен слишком много собирать себе серебра и золота, чтобы не вознеслось, сердце его пред своими братиями. е) Он должен списать для себя список с книги Закона и его читать во все дни жизни своей, и стараться исполнять все его постановления, не отступая от него ни направо, ни налево. ж) Тогда царство его будет благословлено Богом и перейдет к потомкам его, и будет прочно и твердо посреди Израиля. Если царь по особенным причинам не объявлял наследника по себе на престол свой (3 Цар. 1, 17, 20), то наследовал ему старший сын его (2 Пар. XI, 22, 21, 3), хотя бы он был малолетний, В случае малолетства наследника, управляла царством мать его, как опекунша, и мать царя всегда пользовалась особенным уважением (сн. 3 Цар. 1, 15 и дал. 2, 19. 3 Цар. 15, 2. 10. 4 Цар. 10, 13. 24, 12. Иер. 13. 18. 29, 2). Самое же избрание и поставление царя во Израиле первоначально совершилось по особенному устроению Божию. При этом Бог осудил в народе Своем недоверие к Его промыслу, склонность к новому и подражание язычникам, но самую власть царя подтвердил и освятил Своим помазанием (сн. 1 Цар. гл. 8. 9. 10. XI и 12. Самуил и Саул). Замечательно, что тогда как у других народов был обычай целому ряду царей усвоять одно известное имя (напр. у Египтян Фараон и после Птоломеи, у Филистимлян Авимелех, у Сириян Венадад и после Селевки, у Персов Дарий), Еврейские цари, при общем имени царя, постоянно удерживали и обыкновенное свое имя, не изменяя его. Значение царского достоинства. Цари издревле имели самое высокое значение; их особа была священна, и им оказывали самое высокое почитание, благоговение и покорность (Исх. 22, 28. Псал. 104, 15, 1 Цар. 24, 4 - 14. 26, 6 - 16. 2 Цар. 1. 14. 14, 4... 24, 3 - 4. 3 Цар. 1, 16 - 18. 23. 1 Пар. 16, 22. Притч. 24, 21. Эккл. 10, 20). Они назывались сынами Всевышнего, богами земными, помазанниками Божиими (Псал. 81, 1. 6. 1 Цар. 12, 3. 5. 2 Цар. 23, 1. Иоан. 10, 34 - 35), и Евреи смотрели на них, как на наместников и представителей Божиих, так как верховный, непосредственный их царь сам Бог, и они избранный народ Его (Исх. 19, 4 - 6. Втор. 7, 6 - 8. 2 Цар. 7, 24. 1 Пар. 16, 13 - 18. 17, 22 - 24. 3 Цар. 8, 51 - 53), и так как сам Бог избирает и поставляет царей (Втор. 17, 15. 1 Пар. 28, 4 - 7. 1 Цар. 16, 12 - 13. Притч. 8. 15 - 16. Исаии 45, 1 - 6, Дан. 2, 21. 4, 14. 22. 29). Отсюда особа царя почиталась священною и неприкосновенною, и оскорбление царя наказывалось смертию (1 Цар. 26, 9. 16. 24, 5 - 8. 2 Цар. 1, 14 - 15. 19, 21. 3 Цар. 21, 10. 13). Были случаи и посягательства на жизнь царей; но это было во времена упадка нравов, особенно в царстве Израильском (см., напр., 4 Цар. гл. XV). Права царей и великие их обязанности. Цари издревле пользовались великими правами и преимуществами. Как державный правитель народа, царь имел право учреждать и предписывать все то, что, по его благоусмотрению, может содействовать достижению конечной цели общества. Отсюда он имеет право: а) издавать и обнародовать законы и постановления, дополнять и объяснять их, если то нужно для блага общественного, имея сам постоянно закон Божий пред очами своими (Исх. 18, 19 - 20. Втор. 17, 18 - 20. сн. Притч. 8, 15); б) учреждать низших, подчиненных себе правителей, которые должны быть его представителями и исполнителями воли его (Исх. 18, 21 - 24. Втор. 1, 12 - 17. 2 Пар. 19, 5 - 11. 1 Петр. 2, 14); в) не только наблюдать за исполнением его законов, но и производить суд над их нарушителями, употребляя для сего награды и наказания и в крайних случаях обладая правом жизни и смерти, если другие меры оказываются недостаточными к сохранению спокойствия и безопасности в обществе от людей злонамеренных и беспокойных (Римл. 13, 3 - 4. 1 Петр. 2, 15); г) набирать и содержать войско для защищения от врагов внутренних и внешних (1 Цар. 8, 11 - 12); д) налагать налоги и собирать подати (1 Цар. 8, 14 - 17. Рим. 13, 6); е) миролюбиво сноситься с другими державами, заключать с ними мирные договоры и союзы и в случае необходимости силою оружия защищать права своих подданных, соблюдая, впрочем, при этом правила мудрого благоразумия, справедливости и человеколюбия (Втор. гл. 20 и др.); ж) вообще, как глава и представитель государства, блюститель и защитник его прав и преимуществ, державный правитель имеет право употреблять все законные средства к утверждению безопасности и возвышению благосостояния своих подданных (2 Пар. 17, 1 - 10. 12 - 19. 19, 5 - 11 и д.). Впрочем, при всем высоком своем достоинстве и назначении и при всех великих своих правах и преимуществах, царская власть не изъята от повиновения законам Божественным; отсюда предержащие власти свято и ненарушимо должны исполнять волю Божию и свои великие обязанности, служа примером для своих подданных (Втор. 17, 18 - 20, Прем. Сол. 6, 1 - 8). Но многие злоупотребляли своею властию и правами. Примеров тому много и в священной, и в гражданской истории. В царстве Израильском предохранением и ограждением от возможного деспотизма власти служили: договор и завет при избрании царя (1 Цар. 10, 25. 2 Цар. 5, 3. 3 Цар. 12, 4 и дал. 4 Цар. XI, 17), главы семейств, составлявшие род представительства народа (1 Пар 13, 2. 29, 1. Сн. 1 Цар. 14, 45), и особенно Пророки, которые со времен Самуила были стражами теократии и, как преемственно обновляющееся учреждение, служили ограждением от крайних обнаружений произвола и самовластия (напр. Самуил, Нафан, Исаия, Илия, Елисей и др.).
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.